тел: (42337) 4-85-58
"АЦОТ"

ВОПРОС:

В связи с вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вправе ли работодатель не проводить специальную оценку условий труда? Как повлияет на размер уплачиваемых дополнительных страховых взносов в ПФР проведение либо непроведение специальной оценки труда?

ОТВЕТ:Работодатель вправе не проводить специальной оценки условий труда, в случае если до 01.01.2014 г. была проведена аттестация рабочих мест и с даты окончания аттестации не прошло пяти лет (за исключением случаев назначения внеплановой оценки, таких, как ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, предписание государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями, изменение технологического процесса, замена производственного оборудования и др.). Тогда работодатель с выплат работникам, задействованным на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, должен перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, установленному на 2015 г., в размере 9 и 6 процентов в зависимости от сферы деятельности.

Если по итогам проведения специальной оценки рабочих мест условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3, 4 с подклассами), то работодатель в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должен будет применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. При признании условий труда оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0 процентов, что фактически даст работодателю право на освобождение от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

ОБОСНОВАНИЕ:

С 01.01.2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда рабочих мест, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ по аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Напомним, что до 2014 г. согласно ст. 209 ТК РФ проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н, в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции, с 01.01.2014 г. отменена). По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Статьей 11 Закона № 426-ФЗ установлено, что, если по результатам осуществления специальной оценки рабочих мест вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства по месту своего нахождения, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данная декларация действительна в течение пяти лет. В соответствии со ст. 14 Закона № 426-ФЗ установлена классификация условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) и ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрена уплата страховых взносов по дополнительным тарифам для всех организаций, работники которых заняты на работах с вредными или тяжелыми условиями, которые поименованы в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В связи с вступлением в силу Закона № 426-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»). В частности, с 01.01.2014 г. утратила силу ч. 4 и была введена ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, которой предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

В силу положений ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ работодатель может не проводить специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых до 01.01.2014 г. была проведена аттестация по условиям труда, если со дня ее завершения не прошло пяти лет. В таком случае дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, на 2015 г. установлен в размере 9 и 6 процентов (ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п.п. 1, 2 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ).

Если по итогам проведения специальной оценки рабочих мест условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3, 4 с подклассами), то работодатель в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должен будет применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0 процентов, что освободит работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Из вышеизложенного следует, что тарифы, предусмотренные в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, применяются вместо упомянутых дополнительных тарифов, которые установлены ч. 1 и 2 данной статьи.

Аналогичные изменения внесены и в ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ.

Таким образом, работодатель вправе не проводить специальной оценки условий труда, в случае если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест и с даты окончания аттестации не прошло пяти лет (за исключением случаев назначения внеплановой оценки, таких, как ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, предписание государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями, изменение технологического процесса, замена производственного оборудования и др.). В этом случае работодатель с выплат работникам, задействованным на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, должен перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, установленному на 2015 г., в размере 9 и 6 процентов в зависимости от сферы деятельности.

В случае если по итогам проведения специальной оценки рабочих мест условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3, 4 с подклассами), то работодатель в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должен будет применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. При признании условий труда оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0 процентов, что фактически даст работодателю право на освобождение от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

Т.Б. Нечаева
О
ОО «ИК Ю-Софт»
РИЦ Сети КонсультантПлюс

03.08.2015 г.

Новости дня

ИА ГАРАНТ