тел: (42337) 4-85-58
"АЦОТ"

Важнейшие законодательные изменения в порядке установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, были связаны со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда». Есть и так называемый закон-спутник, федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ, который внес изменения более чем в 20 нормативных правовых актов Российской Федерации, включая Трудовой кодекс, Налоговый, Уголовный кодекс и ряд других документов.

Что касается изменений Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), которые касаются гарантий и компенсаций, то здесь, в первую очередь, следует упомянуть 92-ю статью, которая связана с предоставлением работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, 117-я статья – о предоставлении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска, и 147-я статья, которая говорит о необходимости предоставления работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, повышенного размера оплаты труда.
ЛУЧШЕ – ДЕНЬГАМИ
Для замены компенсации денежной выплатой должны соблюдаться следующие три условия: надо иметь письменное согласие работника, порядок предоставления данной компенсации, прописанный в коллективном договоре (как рассчитывается выплата, например, по средней зарплате за некоторый период и т.д.) И обязательное третье условие – наличие коллективного отраслевого/межотраслевого соглашения, в котором будет прописан этот порядок и возможность замены льготы денежной компенсацией.
Предусматривается возможность замены таких компенсаций, как дополнительный отпуск и сокращенная неделя, денежной компенсацией. Так, сокращенную продолжительность рабочей недели можно увеличить до 40 часов с выплатой денежной компенсации.
Ранее все эти три вида компенсаций предоставлялись одновременно при отнесении условий труда к вредным. На сегодняшний день они предоставляются в зависимости от степени вредности условий труда. Степень вредности у нас определена достаточно давно, во вредном классе различаются четыре подстепени: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. И чем более высокая степень, тем более вредные условия труда, и, соответственно, тем большая «вредность» устанавливается работнику. Соответственно тем больше компенсаций должен получать работник. Исходя из этого, 147-я, 117-я и 92-я статьи ТК РФ были сформулированы таким образом, что доплаты, то есть, повышенный размер оплаты труда, предоставляется абсолютно всем работникам, чьи условия труда по результатам спецоценки отнесены к вредным, начиная с класса 3.1 и выше.
Если установлено, что класс условий труда 2, соответственно условия труда является допустимыми, то компенсации не предоставляются.
В отношении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска установлено, что он предоставляется в случае, если условия труда отнесены к классу 3.2 и выше. То есть, провели спецоценку, условия труда отнесли к 3.2, и на этом основании работнику предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней. В отношении сокращенной продолжительности рабочего времени мы говорим о том, что эта компенсация предоставляется только начиная с подкласса 3.3 и выше. Соответственно, работник, занятый в условиях вредности подкласса 3.3 и выше, будет получать все три вида компенсаций.
В ТК РФ указаны минимальные размеры требуемых компенсаций. До 2014 года в ТК РФ не указывалось конкретных размеров, в настоящее время размеры компенсаций определены – это 4% доплаты, 7 календарных дней к отпуску и 36 часов – сокращенная продолжительность рабочей недели.
Работодатель имеет право устанавливать повышенные размеры компенсаций, в зависимости от своего финансово-экономического состояния. Имеется возможность замены таких компенсаций, как дополнительный отпуск и сокращенная неделя, денежной компенсацией. Но если мы говорим о замене денежной компенсацией укороченной продолжительности рабочего времени, то здесь возникает следующая сложность.
Представьте, у вас в компании 100 сотрудников, которым должна быть предоставлена сокращенная рабочая неделя по результатам спецоценки. При этом есть установленный график работы. И из этих 100 работников 73 человека захотят работать сокращенное время, а остальные 27 не захотят, предпочтут денежную компенсацию. Возникают перебои с графиком. Что делать? Эту ситуацию надо продумывать.
КТО-ТО ТЕРЯЕТ, А КТО-ТО НАХОДИТ
Давайте вспомним, как обстояло дело в отношении предоставления компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условий труда до введения в стране процедуры специальной оценки условий труда. Проблема списка вредных профессий, принятого еще в 1974-ом году, состояла в том, что по этому документу компенсации долгое время предоставлялись определенной группе работников просто за то, что их профессия присутствует в списке, как их определило и внесло туда некое профессиональное сообщество.
Первый документ, определяющий какие-либо компенсации за работу во вредных условиях труда, появился в России в 1918 году. Это были списки профессий, работники которых получали компенсации просто за то, что их профессия указана в списке. Документ менялся, минимум, каждые три года. И в 1974 году вышло Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», которое определяло вредные профессии. Оно действует и по сегодняшний день – в той части, в которой не противоречит Трудовому кодексу.
Но мы же понимаем, что технологии постоянно меняются, меняется оборудование, и даже в рамках одной и той же профессии наблюдается существенная разница в условиях труда. Например, возьмем профессию газоэлектросварщика. Понятно, что люди вроде бы занимаются одним делом. Но на разных предприятиях сварщики работают в очень разных условиях, скажем, у одного работает хорошая вытяжка, у другого она плохая, и так по ряду факторов. Этого списки не отражают,и в этом плане они несовершенны.В 1978 году в стране, в принципе, появилась процедура оценки условий труда. В то время это было некое сопоставление фактического значения вредного фактора с нормой. Например, на рабочем месте водителя есть шум, вибрация, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Для каждого из этих вредных факторов разработаны гигиенические нормативы. Это некая условная граница, при соблюдении которой будет сохраняться здоровье работников.Спецоценка и действовавшая ранее аттестация – это процедуры измерения реальных значений воздействия вредных факторов на конкретном рабочем месте и сравнение их с установленными гигиеническими нормативами. И когда мы сравниваем, например, норма по шуму составляет 80 дБ, а по факту имеем 84 дБ, видим превышение. Появляются основания утановления работнику «вредных» классов условий труда – 3.1, 3.2, 3.3.С введением в действие специальной оценки условий труда появилась возможность установления компенсаций не просто за отнесение к спискам, а в зависимости от степени вредности. Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 3 октября 1986 года № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (вместе с «Гигиенической классификацией труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)», утв. Минздравом СССР 12 августа 1986 года № 4137-86) предполагало только ряд доплат в зависимости от степени вредности.Там был заложен определенный алгоритм, который позволял просчитать, какой процент доплат будет получать каждый работник. Ясно, что от списков надо было переходить к некой системе установления компенсаций за фактические условия труда. Измерили – определили класс – дали причитающиеся компенсации. Другой класс – другие компенсации.

Раньше, по спискам, работник имел право на дополнительный отпуск, но мог не иметь сокращенной рабочей недели, или имел право на доплату, но не имел дополнительного отпуска, – различные комбинации могли быть. А с 2008 года обеспечивались сразу три вида компенсаций всем «вредникам» автоматически, в минимальных размерах – 4% доплата, 7 календарных дней к отпуску, 36 часов рабочая неделя. И опять никаких изменений в одночасье не произошло.

В 2006 году в ТК РФ изменились формулировки статей, и были исключены ссылки на списки. Начиная с этого времени работнику должны были начисляться компенсации за работу именно во вредных условиях труда. А вредность определялась не просто так, а на каждом конкретном рабочем месте по результатам определенной процедуры. На тот момент это была аттестация рабочих мест. Однако статьи изменили, а по факту изменений никаких не произошло, потому что наш бизнес попросту не был к ним готов.

20 ноября 2008 года вышло Постановление  Правительства РФ № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», которое явилось определенной поддержкой этой политики.

Правительство явным образом заявило о том, что абсолютно все работники, занятые во вредных условиях труда, должны получать сразу три вида компенсаций – доплаты, дополнительный отпуск и сокращенную рабочую неделю. И опять же, несмотря на это постановление никаких изменений в одночасье не произошло. Изменения происходили постепенно. И не были в идеале доведены до полного выполнения решения этого постановления. Почему? Затраты работодателя можно обозначать и как дополнительные доходы работников.

Если сравнить эти показатели с показателями, имевшими место в условиях ранее действовавшей системы списков, то по системе компенсаций, предложенной в 2008 году, чтобы обеспечить компенсации, работодателям нужно в четыре раза увеличить бюджет этих компенсаций. И, соответственно, увеличить объем фонда оплаты труда с 4 до 10%. Если мы говорим о корпорациях, где численность работников 2-5 тысяч человек, то это колоссальные суммы, исчисляемые миллиардами рублей в год. Поэтому, собственно, никто и не стал выполнять новые требования. Начались судебные разбирательства в субъектах, решения принимались совершенно разноплановые…

И вот в конце 2012 года выходит перечень поручений Президента Российской Федерации, в том числе о разработке и внесении на рассмотрение Госдумы проекта федерального закона, регулирующего вопросы соотношения реальных условий труда с теми отчислениями, которые работодатель делает в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования и т.д.В течение всего 2013 года шла разработка проекта закона. В августе состоялось первое чтение проекта, а 28 декабря этого года был утвержден Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и параллельно с ним федеральный закон, внесший изменения в необходимые правовые акты.Таким образом, произошел переход от списочной системы установления компенсаций к системе установления компенсаций за фактические условия труда. То есть, мы убрали необъективность, когда какого-то работника, какую-то профессию забыли внести в списки или изменились технологии, или возникла новая профессия, и у человека теперь другие условия труда, а он все по-старому получает или не получает компенсации. И на сегодняшний день у нас есть четкая технология, когда мы выявляем все факторы, измеряем их и сравниваем с нормативами. Вредно – пожалуйста, получи причитающееся, а нет вредности, то, извините, компенсаций быть не должно.Например, в упомянутых выше списках была приведена профессия – газоэлектросварщик на открытой территории. Рабочему месту присвоен «вредный» класс – 3.1. По спискам работник получал бы дополнительный отпуск, а сейчас он его теряет. Если у него будет класс 3.2,  то дополнительный отпуск сохранится.Например, возьмем другую профессию – машинист какой-нибудь установки, которая не была включена в списки. Сегодня мы проводим измерения и видим, что у него класс 3.2, он как раз и получит компенсации, которые никогда раньше работники данной профессии не получали. Можно говорить, что мы пришли к более логичной системе предоставления компенсаций.

Кто потерял, а кто приобрел? Официально, с точки зрения социальных взаимодействий, социальных реакций, конечно, мы видим больше примеров, когда работники теряют имевшиеся ранее компенсации. Такие работники недовольны,  начинают возмущаться, вступают в трудовые споры с работодателями, жалуются в трудовые инспекции, обращаться в суды… С другой стороны, работник, который раньше не имел льгот, а потом получив соответствующие компенсации, с этой «проблемой» ни в какой суд не пойдет.

ПРЕЗУМЦИЯ СОХРАННОСТИ
Статья 15 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ говорит о том, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда, таких компенсационных мер, как сокращенная продолжительность рабочей недели, дополнительная оплата и дополнительный отпуск, в случаях, если не изменяются условия труда на момент проведения спецоценки или на момент вступления в силу федерального закона, то компенсации работнику должны быть сохранены. В отношении того же газоэлектросварщика, который раньше имел класс 3.1 и по спискам получал дополнительный отпуск, при сохранении у данного работника класса условий труда 3.1, компенсации для него также должны быть сохранены.
Компенсации назначаются конкретным работникам, а спецоценка проводится на рабочих местах. На одном рабочем месте могут посменно работать 2 или более человек. Если они ранее получали компенсации,  на сегодняшний день условия труда не изменились, то  для работников  льготы сохраняются. Если приходит новый работник, то возникает конфликт интересов, так как ему компенсации уже не положены.
Особенность правового регулирования состоит в том, что сами компенсации изменились не только за счет статей ТК РФ, но и за счет того, что изменилась методика проведения спецоценки. То есть, раньше могли применяться различные нормативы по шуму, например, в зависимости от видов работ, в соответствии санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 года № 36. Сегодня же при проведении специальной оценке может применяться только один норматив, указанный непосредственно в методике проведения спецоценки, он там один – 80 дБ. Ранее, при проведении оценки условий труда, например, мог быть выбран для легковых автомобилей норматив в 60 дБ. К чему это приводит?Если у нас норматив 60 дБ, а фактическое значение воздействия уровня звукового давления на рабочем месте в автомобиле 72дБ, тогда условия вредные. А если по отношению к 80 дБ, то допустимые. Многие специалисты спрашивают, почему раньше был разброс, а сейчас только конкретное значение – 80 дБ. Объясняется это тем, что все изменения были подтверждены статистикой профзаболеваний, серьезнейшей аналитической работой, связанной с исследованием гигиенических нормативов, с изучением нормативной базы других стран. Тут мы говорим не только о Европе, Америке, но и о Японии, Китае, ряде других стран.Экспертами было сделано очень много обоснований. Но есть и нормативы, связанные с производительностью труда. Если, допустим, для кузнеца 80 дБ – это нормально, то для работника умственного труда, составляющего аналитический отчет такой уровень шума, является неприемлемым. Поэтому в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 есть градация нормативов по видам работ, тяжести, напряженности. Но имея в виду компенсации, мы говорим, что это компенсация за работу во вредных условиях труда. По сути, у работника есть риск того, что через несколько лет у него могут возникнуть профзаболевания.

Источник

Новости дня

ИА ГАРАНТ