тел: (42337) 4-85-58
"АЦОТ"

В начале 2021 года вышло 40 новых Правил, касающихся охраны труда. Они заменили около 100 нормативно-правовых актов, однако нисколько не уменьшили требования, которые предъявляются к работнику и работодателю.

Изменения в нормативной базе

Практически в 95% новых правил указано на необходимость обязательной оценки профессиональных рисков (ПР), а также прописано, как применять ее результаты. Под ПР понимается возможность причинения вреда здоровью сотрудника из-за влияния вредных и опасных факторов производства. Их необходимо оценивать не в теории, а на практике. Работодатель обязан оформить итоги проверки в виде специальной карты и донести информацию до всех сотрудников, а также разработчиков ППР и тех, кто выдает наряды. Если в штате очень много сотрудников, нужно составить сводную карту по всем рабочим местам. В ней должно быть указано, какие меры необходимо принимать, чтобы снизить воздействие вредных факторов.

Работодатель, основываясь на результатах оценки ПР, имеет право:

  • устанавливать дополнительные требования к технике безопасности, не противоречащие правилам. Их необходимо закрепить в соответствующих приказах, распоряжениях, указаниях;
  • использовать видео- и аудиооборудование для фиксации технологического процесса в целях контроля безопасности сотрудников;
  • проводить мероприятия, направленные на улучшение условий труда.

Работник не должен выполнять трудовые обязанности, если на его рабочем месте выявлены критические риски для здоровья. Он должен приступить к своим функциям только после того, как все эти риски будут устранены. Работодатель имеет право самостоятельно выбрать специалистов, которым можно доверить работы на наиболее опасных участках. Как правило, ими становятся самые подготовленные и опытные сотрудники, имеющие соответствующую подготовку.

Оценка рисков работодателем

В ТК РФ ст. 212 прописаны требования к проведению оценки ПР, и сделать это работодатель может своими силами. Для этого необходимо:

  • составить список опасностей;
  • просчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода, возможный урон здоровью сотрудника;
  • сформировать план работ по снижению и устранению рисков.

Многие путают оценку рисков со специальной оценкой условий труда. Последняя направлена на выявление неблагоприятных факторов. При оценке рисков «вычисляется», какова вероятность, что воздействие этих факторов станет причиной, например, травмы, болезни или даже смерти.

Специалисты предприятий, занимающиеся вопросами охраны труда (ОТ), обязаны:

  • организовывать и проводить регулярное обучение по от (инструктажи, внеплановая проверка знаний);
  • лично проводить первичное присвоение группы работ на высоте;
  • постоянно следить за изменениями нормативно-правовой базы и актуализировать локальные акты (инструкции по от, программы обучения).

 Оценка профессиональных рисков

Для проведения оценки можно использовать любую методику, которая указана в ГОСТ или международных стандартах. Допускается применение любой другой методики отечественных или зарубежных авторов. Работодатель вправе сам выбирать способ оценки ПР, исходя из специфики производственной деятельности.

Для оценки можно взять:

  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011. Его официальное действие закончилось в марте 2020 года, но отмена документа не означает, что работодатель не может использовать одну из 31 описанных методик;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

При оценке ПР нужно соблюдать ряд обязательных условий:

  • учитывать прошлую, актуальную и планируемую деятельность предприятия;
  • учитывать степень потенциального ущерба, которая пропорционально возрастает с увеличением работников, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку в тесном взаимодействии с сотрудниками, занятыми на «опасных» местах, потому что они лучше других владеют информацией о потенциальной опасности;
  • учитывать все возможные отклонения от штатной ситуации.

Как оценивать профессиональные риски?

Процедура состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Формирование комиссии из специалиста по ОТ, специалистов технических служб, экспертов.
  2. Выявление рисков. Для этого используют такие источники информации, как нормативные, правовые и технические документы, локальные нормативы, данные производственного контроля, СОУТ, опросов сотрудников, статистические отчеты.
  3. Расчет вероятности и частоты причинения ущерба. Он проводится силами членов специальной комиссии или привлеченным независимым экспертом. Вероятность может быть низкой, средней или высокой.
  4. Оценка расчетов рисков. Здесь необходимо установить степень риска по каждой опасности и провести их ранжирование в порядке убывания.
  5. Анализ данных для разработки мероприятий по минимизации ПР. Результаты оформляются в виде реестра опасностей, отчета и программы мероприятий – они должны быть донесены до каждого работника.
  6. Финальный этап – управление рисками.

Какую ответственность несет работодатель

Оценка профессиональных рисков – обязанность каждого работодателя. Если на предприятии не выполняются эти мероприятия, то компании грозит административное наказание, которое выражается в виде штрафа. Его размер достигает 80 000 рублей. Штраф для ИП и должностных лиц организации составляет 5 000 рублей.

 

Источник

Новости дня

ИА ГАРАНТ