Близится к концу 2018 г., а значит, остается все меньше времени на проведение спецоценки условий труда (СОУТ). При этом чем больше организаций вовлекается в эту кампанию, тем больше вопросов возникает по процедуре спецоценки. На некоторые из них ответил представитель Роструда — заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец.
— Организации, проводящие спецоценку, должны быть в установленном порядке допущены к ее проведению и включены в Реестр организаций, проводящих СОУТ, который ведет Минтруд России. При этом организации, допущенные к проведению спецоценки, не ограничены территориально при оказании таких услуг и могут заключать договоры и проводить спецоценку на рабочих местах в тех организациях, которые расположены в различных регионах России.
Кроме этого, не во всех регионах имеются организации, допущенные к проведению оценки условий труда.
— Отчет о проведении спецоценки подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем, копия отчета направляется экспертной организации, проводившей спецоценку. С результатами СОУТ под роспись должны быть ознакомлены работники, а сам отчет размещается в сети Интернет и в государственной информационной системе.Законом не запрещено вносить изменения в отчет в случае выявления ошибки, однако после внесения соответствующих изменений (в том же порядке, что и оформление отчета) организация, в которой проходила спецоценка, должна ознакомить работников с внесенными изменениями, разместить их в сети Интернет и передать в организацию, проводившую СОУТ. Последняя должна передать исправленные результаты в государственную информационную систему.
— Закон не содержит прямого ответа на этот вопрос. Вместе с тем при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. При этом на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
— Одним из оснований для проведения внеплановой спецоценки является выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Безусловно, если причиной профзаболевания пенсионера явилось воздействие вредного производственного фактора в период его работы, этот фактор останется и будет воздействовать и на другого работника, принятого на то же рабочее место. Другое дело, что работодатель не всегда может знать о выявлении профзаболевания у уволенного работника.
Представляется, что в таких случаях внеплановая спецоценка должна проводиться после того, как работодателю стало известно о выявлении профзаболевания у бывшего работника, например на основании предписания государственного инспектора труда или мотивированного предложения выборного органа первичной профсоюзной организации.