Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) в российскую законодательную практику введена новая процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларирование соответствия). Как и реализация любого нововведения осуществление на практике декларирования соответствия несомненно может вызвать определенные трудности. Причины возможных проблем рассматриваются в данной статье.
- выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
- сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – классификатор);
- принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- оформление результатов идентификации.
- выявлен источник фактора и сам фактор;
- наименование фактора сопоставлено с классификатором и имеет место совпадение наименования, но на основании результатов предыдущей оценки в рамках аттестации рабочих мест или производственного контроля принято решение не проводить измерение данного фактора в связи с отсутствием превышений.
Кроме того при формировании перечня рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия, необходимо учитывать следующие аспекты:
- отсутствие случаев профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
- отсутствие жалоб или предложений работников по осуществлению идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах,
- условия труда на рабочем месте по результатам предыдущей оценки отнесены к допустимым;
- отсутствие наименования профессии работника или видов выполняемых работ в списках, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Отдельного внимания также заслуживает вопрос прекращения действия Декларации соответствия условий труда при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, а именно:
- на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве;
- у работника выявлено профессиональное заболевание, связанное с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.
Работодатели стремятся перестраховаться и оформляют декларации соответствия отдельно для каждого рабочего места. Данный подход не противоречит действующему законодательству. Однако, если речь идет о десятках, сотнях и даже тысячах задекларированных рабочих мест, такие действия только усложняют работу сотрудников государственных инспекций труда, ведущих реестр деклараций.
Говоря о форме Декларации соответствия, утвержденной приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н, необходимо обратить внимание на тот факт, что ее образец предусматривает возможность указания в качестве идентифицирующих признаков рабочих мест только их наименований, индивидуальных номеров и количества занятых на них работников. Для организаций с небольшой численностью персонала таких сведений будет явно достаточно. В холдингах с развитой филиальной сетью или на крупных промышленных предприятиях, где специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно, часто встречается несквозная нумерация рабочих мест в отдельных структурных подразделениях. Нарушение в отношении уникальности номера рабочего места приведет к невозможности учета декларируемых рабочих мест в реестре деклараций соответствия.